МОСКВА, СОЮЗ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ,
МАЛЫЙ ЗАЛ
по пятницам, с 16.09.22 по 09.12.22 в 14-45
ТОЧКА ВНИМАНИЯ
КИНОБЛОКНОТ
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Что это такое?
ЦИКЛ ОФЛАЙН СЕМИНАРОВ
ШКОЛА УМНОГО КИНО выходит в офлайн!
Цикл режиссерских и киноведческих семинаров «Киноблокнот: Точка внимания» теперь в офлайне и бесплатно.
Любое произведение ― это синтез художественных решений, исторических условий и авторского взгляда. В цикле лекций мы расскажем вам о деятелях русской киношколы и, через их творчество, проследим за историей кино. Разберем приемы, буквы киноязыка.
Основная аудитория проекта: студенты, старшие школьники, абитуриенты.
Проект состоит из десяти трехчасовых семинаров с лекционной частью, частью, где будут демонстрироваться фрагменты из фильмов, и дискуссионной частью — моментом «обратной связи» с аудиторией.
Кино — это фокус, игра с восприятием.
#ТОЧКА_ВНИМАНИЯ разбирает каждый кинофокус в подробностях.
Все семинары первого цикла проекта "Киноблокнот Точка внимания" в записи публикуются на главной странице сайта Школы умного кино.
Переходите вверх, в меню и - На главную.
#8 Хуциев и Шпаликов, часть 01 /30 минут/
Фрагмент из фильма "Киноязык эпохи: Марлен Хуциев" /реж. А Истратов/
Общая программа проекта, тезисы
СЕМИНАР #1
Введение. Установка по практической работе слушателей во время семинаров. Основная персона семинара для биографического рассказа — Владислав Старевич — первый русский мультипликатор.
Россия в 1908 году. Начало русского кино. Первые киноателье. Режиссерские приемы того времени, обогнавшие мировое кино. Конкуренция Ханжонкова и Дранкова. Рискованное дело — первая объемная мультипликация.
«Стрекоза и муравей»! «Месть кинематографического оператора».
СЕМИНАР #2
Персона семинара — Сергей Эйзенштейн. Новые буквы киноязыка! Несокрушимая власть благодатного «монтажа аттракционов». И падение величия этого монтажа!
Спор с Дзигой Вертовым и Львом Кулешовым. Практические опыты по поиску границ интеллектуального монтажа. Нюансы работы Эйзенштейна с мизансценой и светом. Поиск актерского «зерна» — только на птичьем дворе! «Вертикальный» светозвуковой монтаж в «Иване Грозном». Отрицание собственных идей.
«Един, но один...», создатель «Азбуки кино», ужасный и ранимый.
СЕМИНАР #3
Персона семинара — Григорий Александров. Увы, почти неизвестный молодому поколению — самый главный советский комедиограф!
Как его называли друзья — «организатор своих и наших побед». Человек и режиссер, чей триумф совпал с самым трагичным периодом в истории нашей страны.
А в кино — с прорывом звука на экран. Блеск киноприемов и фейерверк гэгов! Работа с Дунаевским. Фотоаппарат Утесова. Кормление акул с Чаплиным и потрясающая для своего времени технология комбинированных съемок.
СЕМИНАР #4
Режиссура звука в фильме Бориса Барнета «Окраина». Персона семинара — Борис Барнет. Однако акцент семинара на изучении именно звуковых приемов Барнета. И на воздействия языка звука в кино в целом.
А также, звук в живописи, скульптуре, архитектуре, литературе. Пределы немоты. Гармония и дисгармония звуко-зрительного образа. Семинар основан на оригинальном курсе Юлия Файта «Режиссура звука»
СЕМИНАР #5
«Колесо» от разбитого бомбой грузовика — как вторичный художественный образ из фильма «Живые и мертвые» Александра Столпера. Персона семинара — Александр Столпер.
«Парень из нашего города», «Жди меня», «Повесть о настоящем человеке», «Возмездие», «Живые и мертвые» и многие другие. Показатель избирательности, принципиальности...
А правда о войне была настолько труднодоступна, что Александр Борисович с каждым новым фильмом продвигался разве что на миллиметр-другой.
Приемы и находки недооцененного временем режиссера. Образы войны.
СЕМИНАР #6
Персона семинара — Михаил Ромм. Он имел смелость отбросить старые наработки, смелость идти в неизведанное.
Попробуем найти «незнакомое» в знакомом. К примеру, владение приемами авантюрного детектива в его «Лениниане». А также в первом вестерне/истерне в СССР, фильме «Тринадцать», где роль белогвардейца, снедаемого жаждой, сыграл Андрей Файт, отец Юлия Файта.
Конечно же — «Обыкновенный фашизм» и «Девять дней одного года».
СЕМИНАР #7
Персона семинара — Лариса Шепитько. Фильм «Восхождение». «Умирающий, страдающий Сотников побеждает потому, что он силён духом. Он умирает и возносится над своим мучителем» — слова Ларисы Шепитько.
Насыщение киноязыка образным рядом. «Петля», ожидающая персонажа, как вторичный художественный образ. Душевное состояние героя — сложность кинопарафраза. Шепитько требовала от актёров «внутреннего оправдания» каждого движения, жеста и взгляда.
Дуализм человека, вечный конфликт между светом и тьмой его природы. Приемы и решения Ларисы Шепитько. Жизнь в борьбе.
СЕМИНАР #9
Персона семинара — кинорежиссер Юлий Файт. Работа над фильмами «Пока фронт в обороне», «Мальчик и девочка» и «Трамвай в другие города».
Значение интонации — как ее «не спугнуть» и как ее выстроить. Звуко-зрительный «удар» — правила обращения.
Дружба со Шпаликовым. Работа с Тарковским. Детализация рассказа о съемках фильма «Пока фронт в обороне», решения сцен. «Шурик» Демьяненко в роли немца.
СЕМИНАР #10
Мастер-класс кинорежиссера Андрея Истратова. Работа над циклом «Легенды мирового кино». Как выстраивать биографическую историю без «желтизны», приемы.
Особенности телевизионной документалистики. Технологические и творческие проблемы потокового телепроизводства. Опыт работы в научно-популярном жанре. Обсуждение творческих идей сегодняшнего дня.
Подведение итогов цикла семинаров, обсуждение интересных комментариев слушателей, разбор практических заданий, данных слушателям во время проведения семинаров.
Евгений Марголит (ведущий российский кинокритик)
- о нашем киноблокноте:
...Смотрю. Очень интересно.
Для того, чтобы стать творцом, сначала надо стать квалифицированным зрителем. Этому Вы и учите...
Есть вопросы?
Лучше по почте. Или в группах
Электронная почта
info@smartcinemaschool.com